Гита прочла лекцию о практике в ноябре 1997 года на ежемесячной встрече в RIMYI (Мемориальный институт йоги Рамамани Айенгар, Пуна, Индия). Лекция была записана на аудионоситель, переведена в текстовый формат и отредактирована Лоис Штайнберг.
Впервые лекция была опубликована в журнале Национальной ассоциация йоги Айенгара в Соединенных Штатах Америки (IYNAUS), “Садхана”, приуроченном к конвенции 2001 года.
Это третья часть лекции из четырех. Первые две части (часть первая, часть вторая) так же были опубликованы на сайте yoga-news.ru, здесь же в ближайшее время будет размещена завершающая четвертая часть лекции.
(…)
Что касается последовательности асан, я хочу рассказать вам о журнале посвященном йоге, который попал в библиотеку RIMYI. В статье упоминается, что люди начинают практиковать йогу по книгам. Они прыгают от одной асаны к другой и травмируют себя. Иногда может случиться, что вы открываете книгу «Йога Дипика» и выбираете асану по своему желанию. «О, я хочу сделать Халасану. Дай-ка я сделаю Халасану». Или: «Я хочу сделать Хануманасану. Дай-ка я сделаю Хануманасану». Я не могу выбирать подобным образом. В «Йога Дипике» Гуруджи дал последовательность асан для ежедневной, еженедельной и практики в течение года. Вы не можете просто ткнуть в любую асану и начать практиковать. В классах в RIMYI студент сначала осваивает вытяжение в положении стоя, находясь на своих стопах в Тадасане. Если это терапевтический класс, мы даем студентам точную последовательность. Мы не скачем, говоря: «Делайте эту асану и делайте ту асану». Асаны в значительной степени взаимосвязаны физически, физиологически, психологически, ментально и интеллектуально. Практика асан похожа на течение реки. Элемент воды тот же, но частицы – новые; так же и асаны могут меняться, но внутреннее содержание, внутреннее течение, текучесть потока не должна изменяться. Вы не можете зажечь огонь и налить воды или положить тяжелый камень, чтобы загасить его. Или, с другой стороны, вы не можете разогревать и охлаждать себя одновременно.
Также в этой статье говорилось, что стоит начинать практику с положений лежа на животе. Причина этого, указанная в статье такова, что позвоночные мышцы слабы и их следует тренировать в первую очередь, что таким образом последующая практика асан становится легче. Это верно, что вся наша физическая структура зависит от позвоночника и мышц позвоночника. Позвоночник и позвоночные мышцы должны быть здоровыми и сильными, чтобы выполнять асаны. Но как они сделали вывод, что только положения лежа на животе укрепляют позвоночные мышцы? На основании этого в этой статье говориться, что вам стоит делать Бхуджангасану, Шалабхасану и Дханурасану. Многие доктора советуют эту программу асан своим пациентам со смещением позвонков, проблемами позвоночника или слабыми мышцами.
К счастью или к несчастью, Гуруджи единственный, кто не согласен с подобным подходом. Весь мир движется в подобной манере и, возможно, он единственный идет в противоположном направлении. Он никогда не говорит начинать с Шалабхасаны, Дханурасаны и Бхуджангасаны. Причина этого в том, что когда вы лежите, позвоночник опускается, а мышцы поднимаются. Мышцы новичка не укреплены. Как новичок, если вы делаете Шалабхасану или Дханурасану, позвоночные мышцы, расположенные ближе к позвоночнику, продолжают сжимать позвоночник, а остальные позвоночные мышцы отодвигаются от позвоночника и надуваются. Это подобно тому, если вы кладете что-то в горячее масло, чтобы зажарить и масло начинает бурлить. Подобным образом, ваши позвоночные мышцы остаются поднятыми, а позвоночник в некоторых местах продолжает проседать. Позвоночные мышцы не направляются к позвоночнику, чтобы создать ему опору. Когда вы делаете это в первый раз, вы будете использовать внешние мышцы тела. Вы абсолютно не проникли в ваше внутреннее тело. Когда вы начинаете работу с внешним слоем вашего тела, вы совершенно не идете напрямую, чтобы затронуть ваш позвоночник или мышц позвоночника. Вот почему работать с внешним телом более болезненно. Мышцы сводит судорога, они становятся сжатыми неправильным образом. Мышцы сжимаются.
Мы начинаем с поз стоя в первую очередь, чтобы тонизировать позвоночные мышцы. Гуруджи известен благодаря его методу. Вытяжение ног, вытяжение рук обязательны для новичка. Класс начат с поз стоя, таких как Тадасана; стопы вместе, пальцы ног вместе, руки опущены вниз, или руки подняты вверх. Вас заставили почувствовать ваши руки и ноги. Мышцы ваших рук и ног были призваны к работе. Когда вы заставляете ваши конечности работать, тогда ваши конечности посылают сигнал позвоночнику. Это действие ног и рук от позвоночника. Без позвоночника, вы не работаете, вы не поднимаете ваши руки. Без силы позвоночника, вы не вытяните ноги. Через ваши руки и ноги вы достигаете позвоночника.
Позвоночник – это грубое тело, но для вашего интеллекта, это что-то неуловимое. Вы его не чувствуете пока он не начинает болеть. Если же позвоночник болит, вы знаете – у вас есть позвоночник. Если он не болит, вы не знаете, что он у вас есть. Вы знаете только из книг по анатомии, что у вас есть позвоночник. Когда вы сидите и испытываете боль в спине, вы хотите пошевелить конечностями. С помощью конечностей вы вытягиваете ваш позвоночник или вы двигаете руками, чтобы позволить мышцам позвоночника освободиться. Конечности более грубые, чем позвоночник. Практика начинается с поз стоя, чтобы через конечности вы достигли позвоночника. Чтобы настроить и тонизировать позвоночные мышцы вы должны знать, как стоять на ногах, как двигать руками. Только тогда вы знаете, каким должен быть позвоночник. До этого момента, вы этого не узнаете. Позвоночник не находится в прямой доступности. Он столь же неосязаем вами, как и недоступен вам. Вы не можете потрогать ваш позвоночник. Вы не можете увидеть его дефект. Вы только можете почувствовать позвоночник.
Другие школы объясняют это другим образом. Они говорят, что ребенок после рождения спит лежа на спине. Вот почему они делают асаны в положении лежа на спине, особенно Шавасану. Младенец начинает переворачиваться на живот и делает положения лежа на животе. Младенец начинает сидеть; поэтому вы должны делать позы сидя. Ребенок начинает стоять; тогда делайте позы стоя. Ребенок начинает ходить; выполняйте динамические действия. Ребенок начинает прыгать; покажите какие-нибудь прыжковые действия. Ребенок начинает поворачиваться в разных направлениях; так покажите боковые скручивания. Ребенок начинает наклоняться назад; покажите наклоны назад. К сожалению, перевернутые позы не приходят ни на каком из этапов, потому что ребенок не делает перевернутых поз. Они забывают, что ребенок рожден в перевернутом положении. Это могло бы быть хорошим объяснением, но это неверный путь. К тому времени, когда мы приходим в йогу с той детской стадии, мы уже прошли долгий путь. Мы применяли инструмент. Мы использовали наше тело. Возможно, мы травмировали наше тело. Тело уже страдало от такого количества проблем и заболеваний. Некоторые могли тренироваться, укреплять и тонизировать свое тело. Мы уже не в том положении лежа на животе, переворачивании или в положении лежа на спине развивающегося младенца. Следовательно, известно очень хорошо, что коррекция начинается только с помощью положений стоя. Будь то коррекция или понимание, требуется интеллект. Требуется чувствительность. Это приходит только в положениях стоя.
В дополнение, ум не зажжется в положении лежа на животе, таких как Дханурасана или Шалабхасана. Вы можете попробовать. Это не происходит. Физическая асана выходит, но ничему не учит. Ваше внимание приковано лишь к спине. Это не зажигает ваш ум. Искра огня, в которой мы нуждаемся, чтобы осветить наш ум, чтобы практиковать не придет, если вы делаете асаны лежа на животе или на спине. Корректировки никогда не будут усвоены потому что, что касается вашего позвоночника, вы будете в абсолютном неведении. Только если мы не скажем в классе: «Эй, ваш позвоночник наклоняется», люди не узнают. Они не осознают своих наклонов. Если вы так хорошо осознаете свой позвоночник, почему же вы так изогнуты в Триконасане? Почему голова идет вперед, а ягодицы назад? Или, почему ягодицы идут вперед, а голова назад? Это значит, что у вас нет понимания ваших позвоночных мышц, как они работают. Кинетическое движение приятно вашему телу, но оно не добавляет интеллекта или чувствительности, чтобы проникнуть глубже внутрь.
Все асаны мы подразделяем на категории. Например: позы стоя, позы сидя, наклоны вперед, позы лежа на спине, вытяжения назад, боковые скручивания и позы лежа на животе. У нас есть балансы на руках, перевернутые позы, такие как Ширшасана и Сарвангасана. У нас есть асаны-мудры (запечатывающие тело позы), такие как Йоганидрасана, Экапада Ширшасана и Дви Пада Ширшасана, которые способны сделать очень небольшое количество человек. Продвинутые позы не могут быть использованы в основных классах для среднестатистического человека. Затем также абдоминальные позы, как например Джатхара Паривартанасана и т.п. Несколько вариантов вы должны затронуть в вашей практике. Гуруджи дал указания, схему для практики. Сначала вы тонизируете мышцы с помощью асан стоя. Затем вы восстанавливаетесь после поз стоя в позах сидя. От поз сидя вы можете перейти к наклонам вперед, где положение сердца дает ощущение отдыха. Позы лежа на спине, такие как Супта Вирасана и Супта Баддха Конасана, также позволяют вам восстановиться. Позы лежа на спине почти как вытяжения назад, и затем вы подведены к вытяжениям назад. От вытяжений назад вы подведены к действиям бокового скручивания позвоночника, когда вы скручиваетесь. Последовательная процедура учит вас, как работать с вашими мышцами, вашим позвоночником и вашим телом. Вы узнаете, как они проявляют себя в различных асанах.
Когда в асане вы должны задействовать конечности, вы находите больше вариаций движения в ваших позах стоя. Например, в Паршваттанасане ваши руки находятся за спиной, выполняя Намаскар. Ваша правая нога разворачивается наружу, ваша левая нога заворачивается внутрь. Ваша талия скручивается, ваша голова отклоняется назад, поворачиваемая шеей и спиной, а ваша грудная клетка открывается. Затем ваша голова опускается. Ваш позвоночник вытягивается вперед и вниз вправо. Затем опять, талия и голова идут к центру. Двигаясь влево, вы приносите действие вращения в область таза. С удлинением вашего позвоночника, вы смотрите назад с действием шеи, голова вниз. Смотрите как много вариаций с руками, плечами, ногами и коленями существует в одной асане. Эти движения очень важны для вас, чтобы осуществить некоторую работу с суставами, мышцами, циркуляцией крови; и приводя себя в состояние ментальной возвышенности. Ум становится возвышенным. Ваша каждая поза становится возвышенной. Вы чувствуете, как ваше тело открывается, приобретает свободу. Позы стоя развивают структуру вашего тела. Процедура перехода от простой асаны к трудной или сложной асане, или превращение уставшего тела в свежее тело, дана Гуруджи. Или, если вы уже свежи в уме, как начинать в таком случае, тоже было дано нам Гуруджи.
Есть другой путь составления последовательности. Когда определенные части тела нуждаются во внимании, вы должны следить за этой конкретной областью. Например, пациент с заболеваниями сердца требует внимания к грудной клетке, мышцам сердца, спины и т.д. Опять же, мозг и ум должны быть успокоены. Студент с болью в колене нуждается во внимании к колену. Должна быть использована группа асан в такой манере, чтобы они работали с сердцем или коленом. Колено является центральной точкой, центральной идеей. Как и поэма имеет центральную мысль, ваше колено становится центральной идеей. Или ваше сердце становится центральной мыслью. И вокруг этой центральной идеи должна вращаться вся ваша практика. Фокус вашего внимания находится на пораженной области. Практика асан должна быть связана с этим центром. Это значит, ваше колено может быть прямым; оно может быть согнутым. В вашей последовательности асан вы должны понять, какие асаны воздействуют на колено, на какую в точности часть колена и т.д. Это может быть антигравитационый процесс, где вы поднимаете ноги вверх и выпрямляете колени в Урдхва Празарита Падасане. Если вы не можете выпрямить колено, мы кладем вас к стене и просим вас выпрямить колено, или мы кладем вас на пол в положение лежа на спине и пассивно вытягиваем колени. Вы делаете Супта Падангуштхасану с согнутым коленом и с выпрямленным коленом, прямую и с отведением ноги в сторону; или Уттхита Хаста Падангуштхасану с согнутым коленом и с выпрямленным коленом, прямую и с отведением ноги в сторону, или скручивание. Вирасана и Баддха Конасана воздействуют на колено. Падмасана является болезненной позой для некоторых людей, но, даже с этой болью, вы должны найти способ раскрыть сустав и вытянуть связки. Вы должны наблюдать воздействует ли это на эту область, когда колено находится на опоре. Центральной темой является колено, и практика должна вращаться вокруг этой области в каждой асане. Все наклоны вперед, где колени согнуты в различной манере, должны быть осмыслены с вниманием на колене. Колено сгибается по-разному в Джану Ширшасане и в Трианг Мукхаикапада Пасчимоттанасане. Также и в Маричиасане, Ардха Баддха Падма Пасчимоттанасане, Бхекасане и Уттхита Бхекасане. Все эти асаны воздействуют на колено. Надо сделать и выяснить каким образом это воздействует на колено.
Что касается сердца, вы знаете, что грудная клетка должна быть открыта. Когда вы делаете Супта Вирасану, Супта Баддха Конасану, Супта Свастикасану или Матсиасану, эти асаны раскрывают грудную клетку. Саламба Пурвоттанасана на платформе, Двипада Випарита Дандасана и Уштрасана раскрывают грудную клетку. Пространство создано. Область насыщена воздухом. Жизненные силы привнесены именно в эту область. Все может быть сделано с пропсами или без них. Если у вас нет проблем, но вы хотите сконцентрироваться на вашей грудной клетке или сердце, тогда это вещи которые вы должны практиковать. Вся последовательность выверена в соответствии с этим. Это другой способ практиковать. Вы строите последовательность асан, помещая во главу угла поврежденный орган.
(продолжение следует…)
Перевод с английского
Автор перевода: Марина Шанти Шацкая
2 декабря 2019 года
Оригинальная статья на сайте: https://iynaus.org