Марсия Монро — сертифицированный преподаватель йоги Айенгара, автор книги » Йога и сколиоз. Путешествие к здоровью и исцелению».
После долгих лет практического обучения у Гуруджи, я начинаю понимать сколиоз и его лечение через йогу Айенгара. Я поняла необходимость, как вытяжения, так и стабилизации, и как достичь их посредством координации костей, мышц и кожи. Намерение (санкальпа) состоит в том, чтобы двигаться от асимметрии к симметрии.
Гуруджи делает особый акцент на том, что сколиоз – это мускульно-скелетное заболевание, заболевание аннамайя коши, физического тела. Лечить его необходимо двигаясь от физического тела через усердную, осознанную практику асан. Это его блестящее наблюдение, что при выравнивании студентов со сколиозом в асане– или в момент самокоррекции – кости должны действовать не только как структурная опора, но также и как инициаторы движения. Кости действуют как мышцы. Действовать от костей стало для меня главным уроком. Это сложно – почувствовать структурную поддержку задней части тела, разделение ребер, плечевого и тазового поясов и еще более скрытого позвоночника.
Этот опытный подход – чувствование костей, мышц и кожи – открывает для меня новый мир в работе с моим собственным сколиозом. Например, на моей выпуклой стороне, где ребра выгибаются наружу и соответствующие наружные межреберные мышцы, антигравитационные мышцы и мышцы разгибатели чрезмерно растянуты (эксцентрическое сокращение), Гуруджи показал мне, как смягчать ребра и двигаться от ребер к центру; в то время как внутренние межреберные мышцы и разгибатели концентрически сжимаются. Ребра выступающей части спины должны двигаться в направлении центра, где вершина изгиба должна смягчаться. Там присутствует вертикальное и горизонтальное вытяжение от передней поверхности, в то время как середина правой стороны грудной клетки должна подниматься, позволяя выпуклости быть впитанной.
На противоположной, вогнутой части, задние ребра должны учиться чувствовать, подниматься и расширяться, в то время как внешний слой каждого ребра и мышцы разгибатели активно вовлекаются и удлиняются (эксцентрическое сокращение) и легкие освобождаются. Там присутствует дополнительное усилие, чтобы поднять, вытянуть и направить мышцы вогнутой стороны, ребра и позвонки к коже. Биомеханическая комбинация вытяжения, бокового смещения ребер и создания расширения и глубины между передней и задней поверхностью тела позволяет встречное вращение главного грудного изгиба. Эти механические действия создают отпечаток, чтобы естественным образом освободить вогнутую сторону. Стабилизация обоих сторон позвоночника приходит от активации внутренних мышц.
Учение Гуруджи об асане и практической философии было моим основным руководством для решения проблемы сколиоза, сначала для себя, а затем и для других.
Обращаясь к обеим сторонам во всех измерениях
Нужно уделять внимание обоим сторонам тела – и во всех направлениях: задняя сторона, передняя сторона и боковые стороны. Там, где есть выпуклая форма, там будет и вогнутая область на противоположной стороне.
Несколько лет назад я делала Уттхита Триконасану вправо, когда Гуруджи ударил меня по левым ребрам и сказал мне направить их вниз. Это смутило меня, так как это моя вогнутая сторона, и мне говорят расширять и поднимать эту область. Потребовались годы практики и размышлений, чтобы понять урок Гуруджи. Я осознала, что я думала лишь о двух направлениях. Я должна была задействовать другое направление – вращение позвоночника в противоположном направлении со сколиозным искривлением.
Передние нижние ребра с левой стороны выступали вперед. Вместо этого, они должны были опускаться, двигаться внутрь и назад. Неправильное действие приводило к еще большему зажиму левой доли диафрагмы, делая мои передние ребра еще более выпуклыми, создавая еще больше ассиметрии. Поправки Гуруджи дали мне новое направление.
Движения тела и взаимосвязи становятся более понятными только с продолжительной практикой и благословением особенного учителя. Я постепенно узнаю что кожа, мышцы, кости и мягкие ткани имеют свою собственную пластику и интеллект.
Йогические соматические действия – это использование тела в пространстве, со связью между разумом и телом – приносят стабильность, улучшают выравнивание и увеличивают телесную осознанность обоих сторон тела. Большинство студентов со сколиозом также чувствуют прилив энергии после тренировки – иногда на следующий день после тренировки.
Когда Гуруджи работал со мной напрямую, я испытывала чувство интенсивного расширения и «жизнь» после занятия. Казалось, что невозможное стало возможным. Его способность ощущать невидимое и вмешиваться помогла мне почувствовать кости, мышцы и кожу и создать связь с чем-то более глубоким. Гуруджи создал мост между грубым и тонким простым, физическим и практическим способом.
Пробуждение внутреннего чувства
Главная проблема студентов со сколиозом – это их неспособность чувствовать и понимать как конечности, части скелета их соединяющие, туловище и позвоночник организованы в пространстве. Это еще больше усиливается, когда их ум переутомлен. Тело со сколиозом нуждается во внешнем взгляде или в зеркале, чтобы воспринимать его выравнивание.
Вестибулярный нерв является восьмым черепным нервом; он иннервирует внутренне ухо и позволяет нам балансировать, ощущать изменения в скорости и движении, а также формировать наше чувство себя через проприоцепторы, нервные клетки находятся в суставах, связках, сухожилиях и мышцах. Телесная осознанность может быть развита через практику йоги адаптированную для студентов со сколиозом. Сначала мы должны научиться чувствовать периферическое тело, привнести жизнь в туловище, различая и переучивая различные части тела. Затем мы можем соединить их в целое.
Когда ум не способен вербальные указания воплотить в физическое действие, руки являются тем вспомогательным инструментом, который приносит прямое, сознательное обучение. Руки учителя делают поправки. Собственные руки раскрывают «сознание» каждой стороны тела, так как они исследуют разницу в очертании, текстуре и форме, различают, какая сторона нуждается в стабилизации, а какая – в мобилизации, и контролируют дыхание. Впалая сторона подобна ребенку с особыми потребностями, требуя дополнительного внимания и поддержки. На этой стороне изгиба, позвонки и мягкие ткани сжаты, мышцы спящие и недостаточно активны. Учитель может положить обе руки здесь, чтобы создать телесную осознанность для ребер вогнутой стороны, стимулируя сознание дыхания и раскрытие пространства. Как касаться, не создавая неясности, является искусством глубокого наблюдения, чувствительности и опыта.
Умелый учитель дает индивидуальные поправки и пространство, в котором ученик может учиться и чувствовать, приобретая понимание и уверенность. По мере того как практикующий учится чувствовать внутреннее пространство и жизненную силу, ум движется глубже и телесная осознанность возрастает. Практика – это путь изучения своего воплощения, используя усилие для развития и отсутствие всякого усилия чтобы капитулировать. Этот путь будет различен в соответствии с возрастом, медицинской историей и опытом практикующего.
Корсеты, ремни и подушечки
Использование корсетов для замедления развития искривлений позвоночника при сколиозе восходит к Гиппократу. Корсеты остаются консервативным средством сдерживания сколиоза в течение периода роста. Будучи подростком, я носила жесткий корсет, который ограничивал подвижность, сжимал мою грудную клетку и влиял на мою самооценку. Тем не менее, корсеты могут быть полезны при совмещении лечения, практики йоги и наблюдения за прогрессированием искривления. Среди вспомогательных материалов, используемых в йоге Айенгара при сколиозе: ремни, подушечки и деревянные клинья. Маленькие подушечки фиксируются ремнем, чтобы сдерживать торчащие выпуклости задних, боковых и передних ребер, действуя подобно традиционному корсету. Они также приносят стабильность лопаткам и туловищу. В отличие от традиционных корсетов, эти вспомогательные материалы могут быть использованы взрослыми; также они помогают нам учиться и чувствовать. Подушечки, как руки, создают телесную осознанность и приносят чувство содержания и стабильности во время обучения сдерживанию сколиозного загзага.
Ремни используются для стабилизации лопаток, например. При правостороннем грудном сколиозе, правая лопатка затягивается, отодвигаясь от позвоночника; ее боковой угол движется вперед, верхний угол поднимается и внутренний угол движется назад и наружу. Это создает внутреннее вращение головки плечевой кости спереди и вогнутую грудную клетку. Ремни могут перенаправить это действие, своим контрдействием подтягивая верхний, боковой и внутренний углы так, что центр лопатки сохраняет контакт с ребрами. Подушки выходят за рамки биомеханики, выступая в качестве устройств обратной связи в асанах и пранаямах. Подушечка, размещенная спереди на грудной клетке, может создать осознание вогнутой верхней части груди и верхних долей легких. Ум учится различать, где дыхание касается ее, или не касается, с каждой стороны, и какие корректировки должны быть сделаны. Наблюдая, как я накладываю ремни, Гуруджи однажды сказал мне: — «Это не действует на позвоночник». Он поместил тонкий деревянный клинышек на мою выступающую сторону (правый грудной), фиксируя его ремнями. После чего я почувствовала прочность позвоночника и движение ребер. Деревянные приспособления дают больше информации костям, потому что они имеют схожую плотность. Массаж достигает позвонка и предлагает специфическое направление к сознанию.
Поняв однажды, что делает каждая из сторон, становится понятным, как вспомогательные материалы должны быть расположены. Учитель должен внимательно наблюдать, убеждаясь, что опоры помогают туловищу достичь ровности и свободы.
Важность стоп и ног
Первое, что я усвоила на терапевтических классах в Пуне, была важность стоп и ног.
Большинство студентов со сколиозом имеют проблемы с арками стоп, распределением веса и недостатком мышечной опоры. Каждая стопа имеет свою собственную модель распределения веса, указывающую, что делает позвоночник. Когда я была ребенком, мои ступни постоянно болтались в сандалиях, сказала моя мама, и моя обувь могла быть поношена только с одной стороны. Гуруджи сделал такое же наблюдение, корректируя внутреннее вращение моего сустава, он заставил меня перенести вес на внутреннюю пятку и подниматься оттуда к колену и паху выпуклой стороны. Моя обувь все еще содержит самскару искаженного распределения веса, но в позах стоя я научилась балансировать более правильно.
В мышцах и связках на костях стоп много телесной осознанности. Они действуют как выключатели, включая ощущение заземленности, легкости, равновесия и даже самооценки. Продолжительная практика поз стоя, одно из напутствий Гуруджи его студентам, не только создает соматическую силу и стабильность, но также и нервно-мускульную связь.
Тадасана, первая из поз стоя, которую мы осваиваем, лучшая для оценки и коррекции асимметрий. Стоя лицом к стене, рядом со стеной или спиной к стене приносит дополнительную информацию и опору. Таким образом, Тадасана дает самые базовые и глубокие знания о сколиозе. В действительности это самая тяжелая поза для нас. Приобретение навыка распределять вес равномерно между стопами и равномерно вытягивать обе стороны тела повлияет на восприятия себя и других. Недостаток выравнивания в стопах повлечет за собой отклонения в мышцах ног и в положении головки бедренной кости в тазобедренном суставе, отсутствие связи между позвонками и слабое движение. Во всех асанах нужно внимательно следить за работой стоп и ног для выравнивания таза, крестца, поясничного и пояснично-грудного изгибов. В этих изгибах, обе стороны тела посылают разные сигналы, и мозг обрабатывает эту асимметричную информацию. При правильном изменении, разовьется новое осознание, наряду с новыми неврологическими путями обучения.
Влияние сколиоза на походку
Годы тому назад в терапевтическом классе, доктор Гита С. Айенгар провела меня и еще одного ученика со сколиозом по залу. Она велела нам топать пятками, когда мы поднимали ноги. Сначала мне было сложно удерживать баланс. Голос Гиты командовал нам поднимать каждую ногу и ставить каждую стопу точно, с пяткой первой касающейся пола. Тон ее голоса и четкость ее слов заставила мою походку чувствовать сфокусированной и скоординированной. Точное размещение стоп и лодыжек обратилось к средней линии ноги и стопы. Повторение такой ходьбы начало приносить симметрию и точность в мою походку. В момент касания пяткой пола, середина каждой стопы, голень и нога были направлены; в сочетании с прямонаправленным взглядом это увеличило мое пространственное осознание и мое ощущение средней линии.
Блуждающий нерв
Наклон головы и асимметрия шеи – это первые признаки верхнегрудного или шейного искривления при сколиозе. Это может вести к сжиманию одной стороны шеи, зажимая горло, язык, челюсть и кожу лица и шеи. Это также оказывает влияние на дыхание и органическое тело. Так же как и на органы восприятия (джнанендрии) и восприятие мира – внутреннего и внешнего.
Эти наклоны могут также вызвать смещение блуждающего нерва, десятого черепного нерва и главного парасимпатического нерва, который проходит вдоль обеих сторон шеи. Его волокна блуждают по грудной и брюшной полостям, иннервируя гортань, пищевод, нижнюю часть глотки, грудную и брюшную полости.
Корректировки, которые гарантируют, что волокна блуждающего нерва идут по их собственным параллельным колеям, важны для всех практикующих, но особенно для тех, у кого есть сколиоз, и особенно в перевернутых позах. В практике им нужно поддерживать голову, чтобы минимизировать наклон головы, сохраняя естественный изгиб шеи и уравновешивая длину каждой стороны шеи. Вспомогательные материалы могут помочь. Например, в Шавасана, ученик может положить свернутое в ролл одеяло под шею и дополнительные одеяла рядом с ушами, чтобы избежать наклона.
Автор благодарит Ричарда Джонаса за редактирование этой статьи, которая была впервые опубликована в Йога Рахасья.
Перевод с английского
Автор перевода: Марина Шанти Шацкая
20 сентября 2019 года
Оригинальная статья по ссылке: https://iyengaryoga.org.uk/wp-content/uploads/2015/07/IYN-24.pdf