Современная йога предлагает нам огромное разнообразие асан (поз). Помимо широко известного Лотоса (Падмасана), асана с которой знакомы даже люди далекие от йоги, существует множество поз, которые выполняются стоя, сидя, лежа и даже вниз головой. Люди на фотографиях завязываются в причудливые узлы, где сразу и не поймешь, где правая рука, а где левая нога.
Но прежде чем пытаться повторить подобные мыслимые и немыслимые позы, стоит попытаться понять каково вообще предназначение асан.
Обращаясь к первоисточникам, первое описание асан мы встречаем у Вьясы (IV-V вв.н.э.), комментатора Йога-Сутр Патанджали. Он перечисляет 11 асан, десять из которых это положения сидя, и Шавасана. И изначально асаны предназначались для выполнения пранаям и медитаций. Так Патанджали, отец йоги, говорит нам, что к выполнению пранаям мы должны приступать только после того как асаны освоены в совершенстве.
В более позднем источнике «Хатха-Йога-Прадипике» Сватмарамы, датированном между XIV-XVI вв.н.э., мы уже находим описание перевернутых асан и указание, что асаны необходимо выполнять для укрепления физического здоровья. А из еще более позднего труда, «Гхеранда-самхита» XVII в., мы узнаем, что примерное количество асан 8 миллионов 400 тысяч и оно равно количеству видов живых существ на земле. И действительно мы можем заметить, что наряду с именами божеств, многие асаны имеют название животных.
Асана учит практикующего йогу, в первую очередь, осознавать свое тело. Когда мы выполняем асану с осознанностью, наблюдая, что происходит в теле, обдумывая, что еще необходимо сделать для приведения асаны к совершенству, включается связь тела и ума. Так от физической оболочки начинается путешествие к более глубинным слоям нашего существа. Когда же мы преодолеваем усилие в асане, т.е. выполнение асаны не влечет за собой усилия, поза становится медитативной и ум устремляется в центр, к душе.
Также когда, благодаря выполнению асан, мы становимся способны поддерживать спину ровной, не прилагая для этого неимоверных усилий, мы становимся готовы к пранаяме. И здесь важно выполнять весь спектр поз – от поз стоя, до прогибов и перевернутых асан.
Но каким бы ни было количество асан, возвращаясь к Йога-Сутрам, главная задача асаны не поражать изумленных зрителей, завязывая свое тело в узлы, а сделать наше тело устойчивым, разум стабильным, а дух благожелательным. И это откроет дорогу для дальнейшего духовного роста.
Автор: Марина Шанти Шацкая
Материал подготовлен с использованием литературы:
Б.К.С. Айенгар «Йога-Сутры Патанджали. Прояснение»
любое использование материалов данного сайта
возможно только с согласия автора