Иногда приходится видеть, как в погоне за эффектными асанами от практикующих ускользает суть и истинная цель йоги. В то время как Йога является одновременно и наукой и философией, затрагивая все аспекты жизни человека от ее начала и до самой кончины. Являясь учением о достижении самореализации, она учит нас с помощью контроля тела, ума и сознания достичь высочайшей степени концентрации и осознанности.
Патанджали, автор Йога-Сутр, определяет цель йоги как «остановку колебаний сознания».
И асаны являются лишь одной из ступеней к достижению этой цели. Асаны исцеляют наше тело, устраняя отвлечения ума, связанные с нездоровьем тела. Пока тело испытывает боль и неудобство сознание будет сконцентрировано на нем. Асаны – это неотъемлемая составляющая Аштанга-Йоги.
Однако для достижения спокойствия ума также важно ощущение гармонии в отношении с окружающим миром. И этого помогают достичь первые две ступени Аштанга-Йоги – Яма и Нияма.
Яма – это свод этических норм для взаимодействия с окружающим миром. Нияма – самодисциплина.
Так в переводе с санскрита «яма» означает «ограничение» или «воздержание». Патанджали описывает пять принципов ямы. Их можно сравнить с христианскими заповедями. Они призывают к следованию моральным принципам, таким как:
- Ненасилие – Ахимса
- Правдивость – Сатья
- Неворовство, отсутствие алчности – Астея
- Воздержание от излишеств – Брахмачарья
- Ненакопительство – Апариграха
Также как и этические нормы, ямы, для практика йоги важна и самодисциплина, которой нас учит Нияма. Пять принципов ниямы учат нас поддерживать чистоту как физического, так и ментального тела. К этим принципам относятся:
- Поддержание внешней и внутренне чистоты – Шауча
- Удовлетворенность – Сантоша
- Аскетизм и рвение – Тапас
- Изучение текстов и самоизучение – Свадхьяйа
- Непривязанность к плодам своих действий, посвящение их Богу – Ишварапранидхана
Эти две ступени йоги не менее важны, чем асаны и медитации, которые в наши дни пользуются огромной популярностью. Для развития себя, как гармоничной личности, для достижения покоя ума и, как следствие, самореализации важно не забывать о выстраивании гармоничных отношений с теми, кто вас окружает. Большинство из нас, практикующих йогу, продолжает жить в социуме и то, как мы взаимодействуем с ним, показывает насколько мы продвинулись в практике Йоги.
Автор: Марина Шанти Шацкая
любое использование материалов данного сайта
возможно только с согласия автора