Конечно же, йога как система саморазвития неотделима от индийских традиций и менталитета этой страны. Но обретая популярность и на Западе, и в странах бывшего СССР система йоги все больше ассимилируется, адаптируется под нужды и мироощущение практикующих ее людей. По поводу этого явления есть две противоположные точки зрения.
1. Йога у каждого человека своя. Индийское наследие, безусловно, стоит принимать во внимание, но не нужно слепо следовать прочитанному в древних текстах или бездумно копировать чужие обычаи.
2. Истинная йога — это следование заветам древних индийских манускриптов. Нужно пройти обряд посвящения в ту или иную традицию, найти на родине йоги своего личного гуру и регулярно посещать Индию для общения с ним, неукоснительно выполнять его советы и соблюдать все этнические обычаи в еде, одежде, быту и т. д.
Йога как вид физической нагрузки
Люди, которые придерживаются первой точки зрения, имеют вполне европейский вид и привычки. Вместо ежегодных поездок исключительно в Индию путешествуют по разным странам. Зачастую предпочтут привычную картошку острому индийскому блюду. Вряд ли согласятся ежедневно подниматься с рассветом, чтобы практиковать в самый энергетически сильный час, и часто сочетают йогу с различными видами физической активности — как с другими восточными практиками, так и с фитнесом.
Истинная йога
Те, кто придерживаются другого мнения, обычно выглядят с точки зрения современного обывателя весьма экзотично. Они удивляют окружающих белыми брюками и длинными белыми рубашками (как, например, адепты кундалини-йоги), мужчины — длинными бородами и тюрбанами, женщины — точками на лбу и красочными сари. Для них характерно вегетарианство и преобладание в ежедневном меню индийских блюд ревностное изучение и претворение в жизнь древних заветов, ежедневные медитации по настоянию личного гуру, использование энергетических амулетов — например, четок из зерен рудракши.
Принадлежащие к этим двум группам люди часто относятся друг к другу достаточно негативно. «Европейские» йоги считают «псевдоиндусов» фанатиками и сектантами. А последние, в свою очередь, полагают, что йога на западный манер — это попса, а уж сочетание йоги с фитнесом или восприятие йоги в качестве фитнеса — и вовсе пустая трата энергии.
Истина посередине
На мой взгляд, истина где-то посередине. Серьезная практика йоги вряд ли возможна без ознакомления с ее основами — например, с принципами ямы и ниямы — и хотя бы шапочного знакомства с философией йоги. Если не хватает терпения самому вникнуть в «Йога-сутры» Патанджали, то можно посетить несколько лекций по основам философии йоги, которые сейчас предлагает большинство йога-центров.
Другое дело, что в начале практики людей нечасто интересует теория, и это абсолютно нормально. Даже если человек решил заняться йогой, чтобы похудеть, — это отнюдь не повод осуждать его. Даже при таком подходе йога часто становится со временем серьезным увлечением и меняет образ жизни и систему ценностей человека. При этом порой люди, пришедшие к йоге через теорию, прочитавшие множество книг, но не уделяющие должного внимания искренней практике, зачастую оказываются ограниченны своими представлениями о том, как все должно быть. И это в итоге может помешать полноценно проживать настоящий момент жизни и практики и препятствовать внутренней трансформации. А получение посвящения у индийского мастера за компанию с единомышленниками во время первой поездки в Индию отнюдь не приближает к просветлению, хотя и дает многим повод собой гордиться.
Что касается внешней атрибутики, пристрастий в еде и в быту, то, по-моему, не стоит на этом излишне зацикливаться. Если вам по душе индийская кухня, готовьте кичри но не отказывайтесь навсегда от любимых блинчиков со сгущенкой. Ношение тюрбана, точка на лбу, перебирание индийских четок само по себе не сделает из вас продвинутого йога. А вот если эти атрибуты действительно помогают вам настроиться на нужную волну, то почему бы и нет? Только не смотрите свысока на тех соседей по йога-классу, у кого нет «оригинальной» атрибутики.
Йога, появившаяся много веков назад, оказалась очень гибкой практикой. Насколько вы будете с ней сживаться, зависит от вашей фантазии, свободы ума и признания вами ваших же индивидуальных особенностей и потребностей. В моем понимании — как нет двух одинаковых асан, так нет и двух одинаковых живых существ. Йога дает нам возможность и отметить наше сходство, и осознать различия!
Автор статьи:Инна Видгоф
Оригинал статьи: https://www.jv.ru/news/bloghi_instruktorov/inna_vidghof/30758-zachem-jogi-hotyat-bit-pohozhimi-na-indusov.html