Габриэлла Джубиляро — одна из наиболее известных учеников Б.К.С. Айенгара и Гиты Айенгар. Она начала изучать йогу Айенгара в 1973 с Донной Холеман. Начиная с 1981 она регулярно посещает Пуну, чтобы учиться непосредственно у семейства Айенгар. На протяжении многих лет Габриэлла делится своими знаниями и занимается распространением йоги Айенгара не только в Италии, Соединенных Штатах, но и в близких нам Польше, Чехии и России. Габриэлла получила университетское образование по физике во Флоренции, она также увлекается классической музыкой, танго, изучением языков.
Мы познакомились с этой энергичной йогиней во Флориде во время ее семинара для преподавателей. В этом интервью Габриэлла делится своими мыслями по поводу правильного подхода к практике йоги, о том, что такое успех, эго, рассказывает о том, как быть хорошим учителем и других интересных вещах. Читайте с удовольствием!
Интервью брали Ольга Сидоренко и Максим Ясочка.
Интервью с Габриэллой Джубиляро
Как и почему вы начали заниматься йогой?
Во время моего обучения в университете, мой знакомый дал мне книгу по йоге, вот с нее то и началось мое увлечение. К тому времени, когда мне повстречался человек, который посещал йога классы, я уже была настолько увлечена йогой, что пошла с ним на первый же класс. К счастью, занятие меня не разочаровало и я продолжила заниматься йогой. Это было в 1973 во Флоренции, и это были занятия по айенгар йоге.
Почему вы решили продолжать заниматься йогой?
Сперва я ничего не решала, я просто ходила на занятия один раз в неделю.
А вы занимались самостоятельно? И вообще, нужно ли кроме занятий в группе заниматься самостоятельно?
Да, я также начала практиковать дома, хотя мне никто этого не рекомендовал. Меня очень увлекали сложные позы, которые стали для меня неким вызовом. Мне хотелось их освоить идеально, поэтому я начала заниматься самостоятельно дома. Благодаря постоянной самостоятельной практике я начала понимать гораздо больше во время групповых занятий.
Личная практика делает вас и ваше тело более понимающими. Люди, которые ограничивают свою практику групповыми занятиями, слышат одно и то же, но не получают глубоких знаний практики. Так что очень важно заниматься самостоятельно.
Что вы посоветуете тем, кто хочет заниматься йогой, но не знает, с чего начать? Лучше сначала почитать какие-то книги, или отправиться на поиски Гуру, или просто пойти в ближайшую йога студию?
На мой взгляд, йоге исключительно по книгам не научишься. Благодаря книгам, можно лишь заинтересоваться йогой. Но, когда ты уже начал заниматься в классе, тогда уже необходимо черпать информацию также из книг. Из книг можно почерпнуть философские моменты, а практическим вещам учишься от учителя.
И я категорически не рекомендую выбирать школу по принципу наиболее удобного расположения. Нужно быть очень переборчивым, когда выбираешь хороший метод или хорошего учителя. А хороший учитель — очень важно, так как ты постоянно впитываешь те знания, которыми он делится. Более того, когда идешь учится йоге к кому попало, можно и навредить себе. Я знаю многих людей, которые идут заниматься йогой без разбора — туда, где дешевле, или в студию, которая удобно расположена… Лично я считаю, что эффективнее заниматься реже, но у действительно хорошего учителя, чем каждый день — у кого попало.
Подытоживая сказанное, необходимо выработать умение различать, кто наиболее хороший учитель и какой метод наиболее подходящий для вас. А это не просто. Этот принцип работает не только в йоге, вот например, в питании: если вы едите что попало, ваше тело превращается в свалку отходов, но если вы питаетесь здоровой пищей, ваше тело становится здоровым… Возможно, с таким подходом потребуется больше времени и денег поначалу, но в перспективе окажется, что вы сэкономили свои ресурсы.
Вы часто ссылаетесь на понятие «хороший учитель». А какой учитель, по вашему мнению, хороший? Или это больше вопрос личной совместимости?
Нельзя сказать в целом. Но те преподаватели, которые сами изучают йогу от силы год-два, набрались разных вещей из разных направлений, не могут давать глубокие знания своим ученикам. Глубокие знания приходят только с годами личной практики и опыта.
И все же, как можно отличить, хороший ли учитель?
Давайте рассмотрим это на примере изучения языков. Когда изучаете язык с преподавателем, вы очень быстро поймете, хороший ли учитель — ваши знания либо прогрессируют с ним, либо нет… Либо учитель способен увидеть и принять во внимание ваши ограничения, либо нет.
Хороший учитель видит проблему, учитывает ограничения каждого своего ученика, а также он помогает им решить эти проблемы. Конечно, такой учитель должен обладать глубокими знаниями.
С количеством учеников уровень преподавателя напрямую не связан. Есть малоизвестные очень хорошие учителя, и есть масса очень популярных преподавателей, которые не так хороши, но люди получают больше удовольствия от их занятий. Популярность означает только то, что человек хорошо умеет добиваться популярности, но он не обязательно при этом хороший учитель.
Хорошим учителем можно назвать не того, кто объясняет то, что считает важным, но того, кто умеет подмечать индивидуальные проблемы каждого ученика и способен каждому объяснить, как от них избавиться. И объясняет так, что всем становится понятно. А это настоящий труд. Вот еще одна особенность хорошего учителя — на занятиях он всегда дает что-то полезное, что-то, что помогает вам расти. Хороший учитель йоги делает тела своих учеников достаточно мудрыми, чтобы те могли выполнять асаны правильно.
И вашими учителями могут быть разные люди на разных этапах вашей жизни. Я считаю, что мне повезло — я сразу встретила Айенгара, который остается идеальным учителем для меня уже на протяжении многих лет.
После некоторого времени практики асан, когда они перестают казаться такими сложными, у людей начинает проявляться Эго. Некоторые даже становятся высокомерными. Как вы считаете, почему это происходит в йоге?
О, это случается в любой сфере жизни, не только среди йогов. Конечно, вам может казаться, что в йоге не должно быть места таким вещам как заносчивость, но на самом деле, йога — не исключение.
Когда учишься чему-нибудь сложному, что требует мастерства и усердной практики, а потом овладеваешь этим, есть опасность начать превозносить себя только за это умение. Такая опасность есть в любой области, не только в йоге. Например, научившись игре на фортепиано достаточно хорошо, чтобы давать концерты, человек может начать считать себя великим музыкантом. В йоге так же — ты сначала учишься выполнять сложные асаны, потом учишься помогать другим овладевать асанами, потом — как учить…потом появляется круг людей, которым нравится то, что ты делаешь, и это дает тебе повод считать себя замечательным йогом и учителем.
Для человека нормально считать себя лучшим или более замечательным, когда он знает больше других. Но настоящее величие — это когда независимо от того, что ты знаешь и умеешь, ты понимаешь, что ничего особенного из себя не представляешь.
Если почитать йога-сутры Патанжали там много написано о подобных опасностях. Не конкретно про Эго, но там говорится о том, что все происходящее необходимо воспринимать беспристрастно, не застревая на своих достижениях.
Так что независимо от того, что вы делаете, важно чтобы вы были способны видеть себя со стороны и постоянно развивать свою личность, а не Эго.
И вот еще один показатель хорошего учителя — если ведите человека с напыщенным Эго, лучше держитесь от такого учителя подальше. Иногда ученики путают сильного учителя с тем, у кого раздутое Эго. Учителю необходимо быть сильным на занятии. Например, я считаю себя сильной во время занятий, поскольку я знаю, чего хочу, и знаю, как научить людей тому, что преподаю. Но вне класса я такая же как все, я не считаю себя более важной или лучшей, чем другие, только потому, что умею правильно двигать тазом или головой.
Что такое успех с точки зрения практики йоги? Применимо ли это понятие к йоге?
Я уверенна, если человек считает, что он достиг успеха в йоге, это говорит только о том, что он не представляет себе, что такое йога. Йога — это путь без начала и конца, здесь нет успеха. Есть препятствия и работа, которую необходимо проделать. И нужно быть осторожным, преодолевая эти препятствия. Одно из таких препятствий — иллюзия, что ты сильный и успешный. Ну и конечно, оценивать свою успешность в качестве йога-тичера только на основании количества людей на твоем занятии — большая ошибка. Так как путь йоги не имеет ничего общего с тем, насколько ты популярный преподаватель йоги.
Если не использовать термин успех, какова цель йоги?
Цель йоги — трансформация ума и личности. В процессе практики человек должен проявлять больше сострадания, становиться более открытым, радостным, живым и энергичным. Эти изменения в окружающих заметны и ощутимы. Когда я путешествую и бываю на различных конференциях по йоге, очень увлекательно наблюдать, как с годами люди, практикующие йогу, трансформируются и развиваются. Иногда они становятся хмурыми или грустными и подавленными. Это явный знак, что с их практикой что-то не так. И не важно, насколько красиво у кого-то получается выполнять асаны, если человек становится более открытым и радостным, излучает жизнь и сострадание, тогда можно утверждать, что практика правильная.
Один из важных вопросов для практикующих йогу — значение брахмачарья. Что вы можете рассказать по этому вопросу?
Значение Брахмачарья — путь с Брахмой. Моя трактовка понятия брахмачарья во многом зависит от статуса человека: если говорить о подростках, то их задача учиться, а не думать о сексе; если же вы в отношениях, тогда секс должен быть чем-то большим, чем просто удовлетворение желания, также нужно сохранять верность партнеру. Если же у вас нет постоянных отношений, тогда вам нужно себя вести, как подросткам… Секс заложен природой для продолжения рода, поэтому он важен. Но проблема в том, что сексом слишком часто злоупотребляют, или даже становятся одержимыми им.
Часто встречается ситуация, когда в паре один из партнеров занимается йогой, а второй — нет. Из-за этого может возникнуть некоторое напряжение в отношениях. Что вы рекомендуете в таких случаях?
Да, это вызывает затруднения, так как другой человек часто не понимает, зачем тебе столько времени нужно на практику. Чаще всего партнер начинает ревновать. Хорошо, когда партнер достаточно мудр, чтобы понимать, что практика не отнимает близкого человека, но делает его более совершенным. И таким образом, практика косвенно может усовершенствовать и ваши отношения с этим человеком. Но такие понимающие партнеры редко встречаются. Особенно тяжело сказывается практика, когда отношения начались задолго до увлечения йогой одного из партнеров. В этом случае может казаться, что йога отнимает любимого человека, и появляется ревность, вместо радости, что партнер увлечен чем-то прекрасным.
В этой ситуации тому, кто практикует йогу, нужно суметь объяснить и продемонстрировать, что он не «женится на своем увлечении», а всего лишь практикует то, что сделает его еще лучшим. А чтобы увидеть преимущества практики йоги, партнер, который не практикует, должен быть достаточно открытым.
Довольно часто мне приходится объяснять все эти вещи супругам моих студентов. Очень важно, чтобы твой партнер поддерживал твои увлечения, тогда все усилия в практике приносят пользу не только тебе, но и вашим отношениям.
В идеале — оба партнера практикуют йогу, получают от этого удовольствие и поддержку друг от друга.
Йоги часто стремятся избавить себя от социальной жизни, обязанностей с ней связанных. Считаете ли вы, что это необходимый шаг на пути практикующего йогу?
Не могу с уверенностью убеждать хорошо это или плохо. Существует два пути в йоге: один — когда ты уходишь из мира, живешь в пещере и практикуешь — так называемый вертикальный путь; второй — горизонтальный — путь описанный в Бхагавад Гите, когда ты учишься, как жить в этом мире. И в Гите сказано, что это более сложный путь, гораздо сложнее жить в семье, быть вовлеченным в работу и повседневную рутину и при этом практиковать изо дня в день. Повседневная жизнь — это испытание, которое по настоящему сложно.
Вам нравится изучать все новое? Вы изучаете языки, берете уроки игры на фортепиано, уроки танго…
Да, мне нравится учиться. Я считаю, что очень полезно время от времени быть учеником и на себе ощущать чей-то авторитет. Мне нравится делать домашние задания, которые мне задает мой учитель. А когда я не сделала задания, очень интересно наблюдать, как мой ум находит разные оправдания. Особенно тем, кто учит сам, важно время от времени оказываться на месте ученика.
Что касается языков, когда я куда-то еду, я стараюсь всегда слушать и запоминать основные фразы. Чтобы понимать, правильно ли переводят мои слова во время занятий. Так я немного выучила польский, русский, чешский языки. Я также много изучала испанский. Но серьезнее всего я занимаюсь санскритом. Я начала его изучать в 2008, каждый день делаю упражнения и мне он очень нравится. Чем больше я понимаю санскрит, тем более красивым и мудрым мне кажется этот язык. В целом, можно сказать, что если я не практикую йогу, я занимаюсь изучением языков, и мне это доставляет большое удовольствие.
До изучения санскрита во время своих частых перелетов я любила разгадывать судоку, теперь же в самолетах я делаю задания по санскриту. И конечно же знание санскрита помогает лучше понимать древние тексты, Патанжали, названия асан, индийский менталитет.
Как часто вы бываете в Индии?
Я бываю там каждый год. Впервые я побывала в Индии в 1983 и с тех пор езжу туда ежегодно. Раньше я приезжала туда летом, но теперь все чаще посещаю Индию зимой. Я практикую йогу уже больше 36 лет и продолжаю учиться. Когда Гита приезжала в Европу, я посещала все ее семинары. Я уверенна в том, что обучение очень важно, кем бы ты не был.
И вы навещаете только Айенгара, или посещаете и другие места в Индии?
Я только езжу к Айенгарам, у меня нету времени и средств разъезжать без особой причины, просто чтобы увидеть новые места. Иногда с мужем мы путешествуем как туристы, но когда я путешествую сама, я еду либо учить, либо учиться. Теперь путешествия для меня не так увлекательны — это утомляет. Мне уже не очень интересно посещать новые места, но мне интересно встречать новых людей и видеться со старыми друзьями, когда я посещаю разные страны.
Если говорить об Индии, то я езжу в Пуну, так как там живет Айенгар. Индия очень грязная страна, там сложно жить. К тому же местная пища не подходит для моей конституции. Так что это скорее испытание для меня. Но я продолжаю ездить, так как считаю, что для меня по прежнему важно находиться в классе и слышать, как мне говорят: «Ты ничего не понимаешь! Думаешь ты что-то представляешь из себя, да ты не знаешь, как правильно двигать ногой!!» Это важно и с точки зрения Эго. Вредно всегда только учить, как я уже говорила, нужно иногда становиться учеником.
Какое было ваше первое впечатление от Индии?
Меня впечатлили толпы бедняков вдоль дорог там. Я была в шоке. В наши дни их уже не так много, но не потому, что их стало меньше, а потому, что они в других местах — менее заметных для приезжающих туристов. В целом, ситуация с бедностью в Индии кардинально не изменилась с тех пор.
Есть ли у вас чувство родства с этой страной?
Если честно, нет. Есть чувство родства с йогой, с Айенгарами, но с Индией — нет. Я никогда не была в восторге от Индии, возможно, потому, что их еда не подходит моему желудку. Когда я ем слишком острую пищу, у меня повышается давление и кислотность, и я очень плохо себя чувствую. В конце концов, я сдалась и перестала есть острую пищу. Еще я всегда простываю в Индии — то горло, то кашель, то головные боли… А в Европе или Штатах, я никогда не болею. Так что, положа руку на сердце, я не очень скучаю за Индией, а только за обучением у Айенгара.
Вы затронули тему еды, как вы обычно питаетесь? Есть ли у вас какая-то диета?
Обычно я ем несоленую пищу без специй. Я уже не девочка, к тому же в моей семье наследственные проблемы с давлением, так что приходится заботиться о здоровье. Мне это вполне удается, прибегая только лишь к диете. Я не пью кофе и алкоголь, не ем мяса и рыбу. Моя диета очень простая: зерновые, салаты, овощи, бобовые.
Вы вегетарианка?
Да, я вегетарианка с 1973 — большую часть своей жизни. И я не употребляю молочных продуктов.
Как и почему вы пришли к такой диете?
Моя диета трансформировалась со временем. Сначала я перестала пить кофе, потом решила, что мне не нужно молоко и сахар. Потом я возобновила употребление кофе, молока и сыра снова, но заметила, что мое состояние ухудшилось, поэтому я снова отказалась от них. Несколько лет назад мне пришлось какое-то время включать в рацион рыбу, так как организму не хватало определенных витаминов, но сейчас я снова перестала ее есть.
Я уверенна, что когда человек очень тщательно придерживается определенной диеты большую часть жизни, а потом съедает новый продукт, он сразу же ощущает, подходит ему этот продукт или нет. Я могу есть все, что угодно, но моему телу не любая пища по душе, поэтому я прислушиваюсь к своему телу и употребляю то, что оно просит.
У вас есть любимое блюдо?
О, я чувствую себя счастливой перед тарелкой с салатом. И чем более зеленый и жесткий салат, чем больше в нем горечи, тем лучше. Я известна своей привычкой возить с собой целый чемодан салата. Когда я еду зимой в Москву, например, то беру с собой целый чемодан салата
Есть ли у вас любимые книги, которые вас вдохновляют?
Одна из книг, которые мне очень нравятся — книга написанная Джеком Корнфилдом «После экстаза — стирка.» Это — прекрасная книга, в ней рассказывается о различных духовных системах. Большинство из систем начинают хорошо, но после того, как главный учитель уходит, они загнивают. И в этой книге описаны причины, по которым замечательные системы превращаются в зло. И это правда, ведь, когда глава системы не способен поддерживать единство, такая система становится опасной, «больной». Также очень опасно полностью попадать под влияние какой-либо системы или человека, тогда теряется внутренняя стабильность.
С этой точки зрения, я очень рада, что Айенгар не стал организовывать ашрам и не создает правил, как следует жить его ученикам. Мы вольны жить так, как нам хочется.
То чему учит Айенгар — как быть устойчивым на своих ногах, как достичь стабильности и прочности. И нам не приходится от всго отказываться в жизни, он учит нас различать, что для нас хорошо, а что плохо.
Как вы встретили Айенгара?
Сначала я попала на его семинары в Голландии и в Италии. Спустя 10 лет практики, я решила поехать в Индию к нему.
Во время нашего занятия вы упомянули, что Айенгар обычно дает вам правила выполнения асан, но он не объясняет откуда эти правила взялись.
Да, это сложно и бросает вызов. Но не стоит забывать, что изначально йога предназначена не для всех. И нужно пользоваться своим умом, чтобы понимать, почему и как это работает. Только с годами практики и обсуждения в кругу учителей приходит понимание. Но Гита Айенгар иногда объясняет нам, почему мы должны делать так, а не иначе. Айенгар же объясняет очень мало. И в такой ситуации те, кто понимают — следуют системе, те, кто не понимают — бросают. Иногда мне кажется, что это лучшая система — она дает выбор.
Приходилось ли вам пробовать другие ситемы, школы йоги?
Нет, я серьезно ничем другим не занималась. Один раз попробовала Бикрам йогу и несколько занятий по Аштанге. Но я ходила на эти занятия больше для того, чтобы понять учеников, которые приходят ко мне из других школ. И это на самом деле помогло мне с точки зрения преподавания. Я считаю, что в каждой системе есть что-то положительное. И когда знаешь сильные и слабые стороны той или иной системы, тогда гораздо проще помочь тем людям, которые приходят на мои занятия.
И напоследок ваше пожелание читателям журнала Wild Yogi?
Тщательно выбирайте хорошего учителя и продолжайте учиться всю свою жизнь.
Оригинал статьи:
http://wildyogi.info/ru/issue/olga-sidorenko-maksim-yasochka-intervyu-s-gabrielloi-dzhubilyaro